Кружковая деятельность "Говорушечка"
Задачи:
Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать умение говорить и слушать, строить диалог с партнером на заданную тему, развивать способности произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова персонажа, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, упражнять в четком произношении слов, развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи, отрабатывать дикцию, воспитывать нравственно-этические качества.
Культура и техника речи объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи:
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию, учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы, произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, пополнять словарный запас.
Программа занятий
- Учебно - тематический план работы кружка
Содержание деятельности с детьми выстраивается на основе методического пособия О.А. Новиковской «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи» включает в себя: просмотр и обсуждение отдельных постановок; игры-драматизации; инсценировок, диалогов; упражнения по формированию выразительности исполнения; по социально-эмоциональному развитию детей.
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации (контроля) |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Чтение художественных произведений и фольклора. Беседы по ним |
8 |
8 |
0 |
Педагогическое наблюдение Викторины |
2 |
Игры-драматизации |
5 |
0 |
5 |
Участие в деятельности Конкурсы |
3 |
Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок |
7 |
2 |
5 |
Педагогическое наблюдение |
4 |
Упражнения по формированию выразительности исполнения |
9 |
1 |
8 |
Участие в деятельности |
5 |
Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей |
7 |
1 |
6 |
Педагогическое наблюдение |
Итого |
36 |
12 |
24 |
3.2 Содержание учебного плана
Каждое занятие включает в себя 2 блока.
1-й блок. Артикуляционно -ритмическая часть занятия.
Оно направлено на развитие речевой функциональной системы, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных психических процессов, творческих способностей детей, воспитание нравственно-этических чувств.
Занятие строится за счет использования целого комплекса методов и приемов психолого-педагогической работы:
-Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата.
-Пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук.
-Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, предназначенных для мышечно-двигательного и координационного тренинга.
- Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
-Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления.
-Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
2-й блок. Часть занятия по формированию связной речи и речевой коммуникации у детей. В этой части занятия, обучающиеся приобщаются к культуре речи, идет подготовка к освоению грамоты. Происходит развитие у обучающихся творческих способностей в описательном высказывании на основе применения наглядности (специальных схем, пиктограмм) и плана моделирования. Развивается динамическая сторона общения, формируется культура речевого общения.
Сентябрь
Общие задачи:
- знакомство с речевым аппаратом;
- постепенное овладение навыками правильного дыхания;
- работа над четкостью произношения каждого отдельного звука, слова и фразы в целом.
№ |
Задачи |
Содержание |
1 |
Вводное занятие: - знакомство с речевым аппаратом; - развитие дыхания; - развитие дикции. |
«Сказка о Веселом язычке». Игры «Ах! Как пахнет», «Можно – нельзя», «Рифмовки» (простые, короткие). |
2 |
Знакомство с основными артикуляционными упражнениями, для развития подвижности органов речевого аппарата. Театральная игра. |
Общий комплекс артикуляционных упражнений «Зоопарк». Игры «Задуй свечу», «Наряжай-ка». |
Октябрь
Общие задачи:
- знакомство с силой голоса, звучностью, полноценностью, умением управлять им;
- работа над дыханием;
- работа над дикцией.
№ |
Задачи |
Содержание |
1. |
Развитие культурных навыков речи и техники высказывания через игры на снятие психологического напряжения. Привлечение внимания детей к мелодике: основному тону голоса (повествовательный, вопросительный, восклицательный). Формирование навыка восприятия фразы с переломом мелодического рисунка, узнавание предложений, выражающих просьбу, совет, приказ через игры на развитие речевого дыхания. |
Чтение скороговорок, потешек. Игры «Что нам сделать?», «Позовём вместе», «Шар лопнул», «Веселые Картинки». |
2 |
Работа со сценарием «правила» - выход, уход, встреча персонажей, диалоги через инсценирование знакомых стихотворений. Развитие умения отражать настроение, состояние в звучании голоса чтеца. Работа над спектаклями, инсценировками, заучивание текста. Развивать умение правильно определять и использовать соответствующую силу голоса при чтении стихотворения. |
На материале стихотворений С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», Кольцовой А.В. «Лес»; А. Б. Барто «Наша Таня громко плачет» Игры «Скороговорки» (простые, короткие), «Лыжники», «Найди и назови парочки», «Дует ветер». |
Ноябрь
Общие задачи:
- знакомство с интонационной окраской художественного произведения;
- работа над дыханием;
- работа над дикцией;
- развитие голоса.
№ |
Задачи |
Содержание |
1. |
Знакомство с интонационной окраской художественного произведения через творческие задания - изменения концовок знакомых сказок. Продолжать знакомство с интонационной окраской художественного произведения на материале народных сказок. |
Русско-народная сказка «Лиса и козел», «Девочка и лиса». Игры «В гостях у робота», «Петя - Петушок», «Поезд», «Рифмовки - трудноговорки», «Паровозик». |
2. |
Развитие умения менять интонационную окраску фразы (подражая образам: хитрой лисы, злого волка, испуганного зайца, смелого льва). Развитие умения осмысливать исполняемый текст, понимать и представлять себе героев и их характер, определять отношение автора к ним. |
А. Барто «Любочка». Игры «Веселые картинки», «Дровосеки», «Найди и повтори парочки». Драматизация. |
Декабрь
Общие задачи:
- знакомство с ролью логического ударения во фразе;
- работа над дыханием;
- работа над дикцией;
- развитие голоса.
№ |
Задачи |
Содержание |
1. |
Развивать умение определять ударные слова в предложении, нахождение ударных слов на материале народных пословиц. Определение главной мысли пьесы, главных героев, персонажей. |
Игры: «Наши ребята были вчера в театре», «Тихо – громко» (скороговорки), «Лови мяч», «Маятник». |
2. |
Работа над логическим ударением как средством смысловой выразительности произведения. |
Игра - драматизация «Теремок». Разучивание стихотворения А.С. Пушкина «Мороз и солнце». Игры: «рифмовки - трудноговорки», «Лягушка – болтушка», «К нам приехал паровоз». |
Январь
Общие задачи:
- обучение порядку расстановки логических пауз в предложении.
- работа над дыханием;
- работа над дикцией;
- развитие голоса.
№ |
Задачи |
Содержание |
1 |
Распределение ролей, чтение по ролям. Репетиция с декорациями и музыкальным сопровождением. Развивать умение правильно использовать паузы при чтении текста. |
Игра – драматизация «Три медведя». Игры: «Простить нельзя выгнать из группы», «Волшебная палочка». |
2 |
Развитие умения использования психологической паузы как средства эмоционального воздействия на слушателей; Развивать умение держать строку, т.е. ставить стиховую паузу. Формировать умение быть изобретательными в использовании всех видов пауз. |
Работа над отрывком из стихотворения К.Я.Чуковского «Мойдодыр». Игры: «Красноречивое молчание», «Скороговорки», «Наше радио». |
Февраль
Общие задачи:
- обучение использования разнообразных оттенков темпа, соответствующих содержанию текста;
- работа над дыханием;
- работа над дикцией;
- развитие голоса.
№ |
Задачи |
Содержание |
1. |
Знакомство детей с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно»; Учить соотносить темп речи и движений темпу, заданным речевым образцом; Развивать умение соотносить темп движений и темп речи. |
Игра – драматизация «Колобок». Игры: «Карусель», «В зоопарке», «Курочка и Цыплята», «Времена года». |
2. |
Развивать умение движениями воспроизводить темп, заданный педагогом в речи. Развивать умение, прослушав речевой образец сказать, в каком темпе он произнесен: «быстро», «медленно» или «умеренно»; |
речевые Игры: «Барабанщики», «Позовем животных», «Кто за кем?», «Лесенка». |
Март
Общие задачи:
- знакомство с основным тоном литературно – художественного произведения (торжественный, спокойный, грустный, радостный);
- работа над дыханием;
- работа над дикцией;
- развитие голоса.
Неделя |
Задачи |
Содержание |
1. |
Знакомство детей с использованием торжественного тона при чтении произведения. Знакомство с радостным и грустным тоном произведения. |
Чтение и обсуждение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз – Красный нос». Игры: «Цветы», «Что за чем?», «Кто кричит?». |
2. |
Знакомство со спокойным тоном произведения. Развивать умение менять разные виды основного тона произведения. |
Работа над стихотворением И.С. Никитина «Полюбуйся, весна наступает…». Игры: «Этажи», «Инопланетянин». |
Апрель
Общие задачи:
- развитие умений понимать суть стихотворения, видеть первоначальный замысел поэта;
- работа над дыханием;
- работа над дикцией;
- развитие голоса
.
№ |
Задачи |
Содержание |
1. |
Развивать умение использовать все средства выразительной передачи произведения. Развивать умение соблюдать правила чтения стихотворных текстов. |
Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится». Игры: «Какой сегодня день?», «Найди и повтори парочки», «Партизаны». |
2. |
Продолжать развивать умение соблюдать правила чтения стихотворных текстов; Закрепление пройденного материала. |
Работа над стихотворением З.Н. Александровой «Подснежник». Игры: «Лягушка – болтушка», «Волшебная палочка». |
Май
Общие задачи:
- закрепление пройденного материала;
- работа над дыханием;
- работа над дикцией;
- развитие голоса.
№ |
Задачи |
Содержание |
1. |
Закреплять умение детей использовать все средства выразительной передачи произведения. Развивать навык быть изобретательными в использовании всех видов пауз. |
Игра – драматизация «Непослушный козлёнок». Игры: «Найди и повтори парочки», «Собирали мы цветочки». |
2. |
Закреплять умение осмысливать исполняемый текст, понимать и представлять себе героев и их характер. Итоговое занятие. Награждение исполнителей, чаепитие с родителями. |
Представление в музыкальном зале сказки «Непослушный козлёнок» |
Занятие 4. Итоговое
- Вступительное слово педагога
- Чтение чистоговорок
- Представление в музыкальном зале сказки «Непослушный козлёнок»
- Весёлая пляска
3.3 Традиционные праздники, развлечения и события
Сентябрь – День знаний
Октябрь - Праздник Осени
Ноябрь - День Матери– праздничные поздравления мамам, особо отмечаем многодетные семьи воспитанников.
Декабрь – Новый год
Февраль - Зимняя Олимпиада (развивать спортивные интересы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками во время соревнований)
Февраль – День защитников Отечества
Март – Женский День
1 раз в квартал – Акция «Дарим книги с любовью» (акция безвозмездного обмена книгами) проходит 1 раз в квартал по сезонам (летняя акция, осенняя, зимняя и весенняя) или может быть посвящена, либо книгам определенного автора, либо определенной тематике, либо может быть представлен книжный калейдоскоп)
Май - Участок детского сада (вызвать у детей желание помогать взрослым, привлекать к посильному труду, воспитывать любовь к природе, взаимодействие с родителями)
Ежемесячно – День именинника
3.4. Описание материально-технического обеспечения
Для качественной организации образовательного процесса используется следующее материально-техническое оснащение:
Ноутбук
Музыкальный центр
Микрофон
Телевизор
DVD проигрыватель
Ширма театральная
Декорации театральные
Стульчики детские
3.5 Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
- Новиковская О.А. ««Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи», М.: Астрель, СПб.: Астрель – СПб, 2009 год.
- Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н.В. Нищева.- СПб, Детство – Пресс, 2010
- Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей Издательство: Учитель М.: 2015г.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.
- Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Под ред. О. С.Ушаковой. 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: ТЦ Сфера, 2010
- Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2009
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»