Кружковая деятельность "Говорушечка"

Задачи:

 Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать умение говорить и слушать, строить диалог с партнером на заданную тему, развивать способности произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова персонажа, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, упражнять в четком произношении слов, развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи, отрабатывать дикцию, воспитывать нравственно-этические качества.

Культура и техника речи объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи:

 Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию, учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы, произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, пополнять словарный запас.

Программа занятий

  1. Учебно - тематический план работы кружка

 Содержание деятельности с детьми выстраивается на основе  методического пособия   О.А. Новиковской «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи» включает в себя: просмотр и обсуждение отдельных постановок; игры-драматизации; инсценировок, диалогов; упражнения по формированию выразительности исполнения; по социально-эмоциональному развитию детей.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Чтение художественных произведений и фольклора. Беседы по ним

8

8

0

Педагогическое наблюдение

Викторины

2

Игры-драматизации

5

0

5

Участие в деятельности

Конкурсы

3

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок

7

2

5

Педагогическое наблюдение

4

Упражнения по формированию выразительности исполнения

9

1

8

Участие в деятельности

5

Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей

7

1

6

Педагогическое наблюдение

Итого

36

12

24

                                                                                                       

3.2  Содержание учебного плана

Каждое занятие включает в себя 2 блока.

1-й блок. Артикуляционно -ритмическая часть занятия.

Оно направлено на развитие речевой функциональной системы, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных психических процессов, творческих способностей детей, воспитание нравственно-этических чувств.

Занятие строится за счет использования целого комплекса методов и приемов психолого-педагогической работы:

-Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата.

-Пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук.

-Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, предназначенных для мышечно-двигательного и координационного тренинга.           

-  Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.

-Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и    ассоциативно-образного мышления.

        -Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения. 

2-й блок. Часть занятия по формированию связной речи и речевой коммуникации у детей. В этой части занятия, обучающиеся приобщаются к культуре речи, идет подготовка к освоению грамоты. Происходит развитие у обучающихся творческих способностей в описательном высказывании на основе применения наглядности (специальных схем, пиктограмм) и плана моделирования. Развивается динамическая сторона общения, формируется культура речевого общения.

Сентябрь

Общие задачи:

- знакомство с речевым аппаратом;

- постепенное овладение навыками правильного дыхания;

- работа над четкостью произношения каждого отдельного звука, слова и фразы в целом.

№  

Задачи

Содержание

1

Вводное занятие:

- знакомство с речевым аппаратом;

- развитие дыхания;

- развитие дикции.

«Сказка о Веселом язычке».

Игры «Ах! Как пахнет», «Можно – нельзя», «Рифмовки» (простые, короткие).

2

Знакомство с основными артикуляционными упражнениями, для развития подвижности органов речевого аппарата. Театральная игра.

 Общий комплекс артикуляционных упражнений «Зоопарк».

Игры «Задуй свечу», «Наряжай-ка».

Октябрь

Общие задачи:

- знакомство с силой голоса, звучностью, полноценностью, умением управлять им;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией.

Задачи

Содержание

1.

Развитие культурных навыков речи и техники высказывания через игры на снятие психологического напряжения.

Привлечение внимания детей к мелодике: основному тону голоса (повествовательный, вопросительный, восклицательный).

Формирование навыка восприятия фразы с переломом мелодического рисунка, узнавание предложений, выражающих просьбу, совет, приказ через игры на развитие речевого дыхания.

Чтение скороговорок, потешек.

Игры «Что нам сделать?», «Позовём вместе», «Шар лопнул», «Веселые Картинки».

2

Работа со сценарием «правила» - выход, уход, встреча персонажей, диалоги через

инсценирование знакомых стихотворений.

Развитие умения отражать настроение, состояние в звучании голоса чтеца.

Работа над спектаклями, инсценировками, заучивание текста.

Развивать умение правильно определять и использовать соответствующую силу голоса при чтении стихотворения.

  На материале стихотворений С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», Кольцовой А.В. «Лес»;

А. Б. Барто «Наша Таня громко плачет»

Игры «Скороговорки» (простые, короткие), «Лыжники», «Найди и назови парочки», «Дует ветер».

Ноябрь

Общие задачи:

- знакомство с интонационной окраской художественного произведения;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

Задачи

Содержание

1.

Знакомство с интонационной окраской художественного произведения через творческие задания - изменения концовок знакомых сказок.

Продолжать знакомство с интонационной окраской художественного произведения на материале народных сказок.

Русско-народная сказка «Лиса и козел», «Девочка и лиса».

Игры «В гостях у робота», «Петя - Петушок», «Поезд», «Рифмовки - трудноговорки», «Паровозик».

2.

Развитие умения менять интонационную окраску фразы (подражая образам: хитрой лисы, злого волка, испуганного зайца, смелого льва).

Развитие умения осмысливать исполняемый текст, понимать и представлять себе героев и их характер, определять отношение автора к ним.

А. Барто «Любочка».

Игры «Веселые картинки», «Дровосеки», «Найди и повтори парочки». Драматизация.

Декабрь

Общие задачи:

- знакомство с ролью логического ударения во фразе;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

Задачи

Содержание

1.

Развивать умение определять ударные слова в предложении, нахождение ударных слов на материале народных пословиц.

Определение главной мысли пьесы, главных героев, персонажей.

Игры: «Наши ребята были вчера в театре»,  «Тихо – громко» (скороговорки), «Лови мяч», «Маятник».

2.

Работа над логическим ударением как средством смысловой выразительности произведения.

Игра - драматизация «Теремок». Разучивание стихотворения А.С. Пушкина «Мороз и солнце». Игры: «рифмовки - трудноговорки», «Лягушка – болтушка», «К нам приехал паровоз».

Январь

Общие задачи:

- обучение порядку расстановки логических пауз в предложении.

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

Задачи

Содержание

1

Распределение ролей, чтение по ролям. Репетиция с декорациями и музыкальным сопровождением.

Развивать умение правильно использовать  паузы при чтении текста.

Игра – драматизация «Три медведя». Игры: «Простить нельзя выгнать из группы», «Волшебная палочка».

2

Развитие умения использования психологической паузы как средства эмоционального воздействия на слушателей;

Развивать умение держать строку, т.е. ставить стиховую паузу.

Формировать умение быть изобретательными в использовании всех видов пауз.

 Работа над отрывком из стихотворения К.Я.Чуковского «Мойдодыр». Игры: «Красноречивое молчание», «Скороговорки», «Наше радио».

Февраль

Общие задачи:

- обучение использования разнообразных оттенков темпа, соответствующих содержанию текста;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

Задачи

Содержание

1.

Знакомство детей с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно»;

Учить соотносить темп речи и движений темпу, заданным речевым образцом;

Развивать умение соотносить темп движений и темп речи.

Игра – драматизация «Колобок».

Игры: «Карусель»,  «В зоопарке», «Курочка и Цыплята», «Времена года».

2.

Развивать умение движениями воспроизводить темп, заданный педагогом в речи.

Развивать умение, прослушав речевой образец сказать, в каком темпе он произнесен: «быстро», «медленно» или «умеренно»;

речевые Игры: «Барабанщики», «Позовем животных», «Кто за кем?», «Лесенка».

Март

Общие задачи:

- знакомство с основным тоном литературно – художественного произведения (торжественный, спокойный, грустный, радостный);

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

Неделя

Задачи

Содержание

1.

Знакомство детей с использованием торжественного тона при чтении произведения.

Знакомство с радостным и грустным тоном произведения.

Чтение и обсуждение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз – Красный нос».  Игры: «Цветы», «Что за чем?», «Кто кричит?».

2.

Знакомство со спокойным тоном произведения.

Развивать умение менять разные виды основного тона произведения.

Работа над стихотворением

И.С. Никитина «Полюбуйся, весна наступает…».

Игры: «Этажи», «Инопланетянин».

Апрель

Общие задачи:

- развитие умений понимать суть стихотворения, видеть первоначальный замысел поэта;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса

.

Задачи

Содержание

1.

Развивать умение использовать все средства выразительной передачи произведения.

Развивать умение соблюдать правила чтения стихотворных текстов.

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится».

Игры: «Какой сегодня день?», «Найди и повтори парочки», «Партизаны».

2.

Продолжать развивать умение соблюдать правила чтения стихотворных текстов;

Закрепление пройденного материала.

Работа над стихотворением З.Н. Александровой «Подснежник».

Игры: «Лягушка – болтушка», «Волшебная палочка».

Май

Общие задачи:

- закрепление пройденного материала;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

Задачи

Содержание

1.

Закреплять умение детей использовать все средства выразительной передачи произведения.

Развивать навык быть изобретательными в использовании всех видов пауз.

 Игра – драматизация «Непослушный козлёнок».  Игры: «Найди и повтори парочки», «Собирали мы цветочки».

2.

Закреплять умение осмысливать исполняемый текст, понимать и представлять себе героев и их характер.

Итоговое занятие. Награждение исполнителей, чаепитие с родителями.

Представление в музыкальном зале сказки «Непослушный козлёнок»

Занятие 4. Итоговое

  1. Вступительное слово педагога
  2. Чтение чистоговорок
  3. Представление в музыкальном зале сказки «Непослушный козлёнок»
  4. Весёлая пляска

3.3 Традиционные праздники, развлечения и события

Сентябрь – День знаний

Октябрь - Праздник Осени

Ноябрь - День Матери– праздничные поздравления мамам, особо отмечаем многодетные семьи воспитанников.

Декабрь – Новый год

Февраль - Зимняя Олимпиада (развивать спортивные интересы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками во время соревнований)

Февраль – День защитников Отечества

Март – Женский День

1 раз в квартал – Акция «Дарим книги с любовью» (акция безвозмездного обмена книгами) проходит 1 раз в квартал по сезонам (летняя акция, осенняя, зимняя и весенняя) или может быть посвящена, либо книгам определенного автора, либо определенной тематике, либо может быть представлен книжный калейдоскоп)

Май - Участок детского сада (вызвать у детей желание помогать взрослым, привлекать к посильному труду, воспитывать любовь к природе, взаимодействие с родителями)

Ежемесячно – День именинника

3.4. Описание материально-технического обеспечения

Для качественной организации образовательного процесса  используется  следующее материально-техническое оснащение:

Ноутбук

Музыкальный центр

Микрофон

Телевизор

DVD проигрыватель

Ширма театральная

Декорации театральные

Стульчики детские

3.5 Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

  1. Новиковская О.А. ««Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи»,  М.: Астрель, СПб.: Астрель – СПб, 2009 год.
  2. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н.В. Нищева.- СПб, Детство – Пресс, 2010
  3. Калинина Т.В.  Пальчиковые игры и упражнения для детей  Издательство: Учитель М.: 2015г.
  4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.
  5. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Книга  для воспитателей  детского сада и родителей / Под ред. О. С.Ушаковой. 2-е изд., переработанное  и дополненное – М.: ТЦ Сфера, 2010
  6. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2009

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie