Кружковая деятельность по экспериментированию "Почемучки"
Цель программы: Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Задачи:
Познавательные: Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей. Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие: Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать. Формировать коммуникативные навыки.
Программа занятий
Календарное планирование познавательно - исследовательской деятельности.
Месяц |
№ занятия |
Тема занятия |
Цель |
Примечания |
|
Октябрь |
1 |
«Что на поверхности?» |
Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка; учить самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта, включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера |
||
2 |
«Неуловимый воздух» |
Познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, легкий, невидимый, заполняет все пространство; учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни, формировать интерес к объектам исследования |
|||
3 |
«Вода? Вода!» |
Познакомить со свойствами воды: прозрачность, текучесть, бесцветность; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес |
|||
4 |
«Бумажная история» |
Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (сгибается, мнется, рвется); включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес, интерес к практическим действиям |
|||
Ноябрь |
1 |
«Куда исчезла лужа?» |
Познакомить детей с одним из свойств почвы- впитываемость; расширять представления о том, что растениям необходима вода; развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию |
||
2 |
«Что на поверхности?» |
Познакомить детей со свойствами сухой и влажной глины, учить использовать полученные знания в практической деятельности, формировать умение самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта, развивать любознательность |
|||
3 |
«Светло- темно» |
Познакомить детей с понятием «источник света», с естественными и искусственными источниками света; учить использовать полученные знания в самостоятельной практической деятельности, развивать интерес к практическим действиям |
|||
4 |
«Свойства дерева» |
Познакомить детей с качеством деревянной поверхности (гладкая, твердая), со свойствами дерева как материала (не тонет в воде, не бьется); обучать основным приемам обследования предметов и материалов, совершенствовать восприятие (учить активно включать при исследовании все органы чувств) |
|||
Декабрь |
1 |
«Что видно в воде?» |
Познакомить детей с одним из свойств воды- прозрачностью; закреплять умение исследовать явления окружающей действительность с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования |
|
2 |
«Такая разная вода» |
Познакомить детей со свойством воды зрительно менять объем в соответствии с формой сосуда, в который она налита; продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия и формулировать выводы, развивать интерес к объектам исследования |
||
3 |
«Разноцветный мир» |
Познакомить детей с одним из свойств света- способностью изменять цвет окружающих предметов при использовании цветного стекла; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования. Закреплять знание цветов |
||
4 |
«Что спряталось в воде?» |
Познакомить детей с одним из свойств воды- растворимостью в ней веществ; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования |
||
Январь |
1 |
«Металлическая история» |
Познакомить детей со свойствами металла (тяжелый, холодный, прочный, тонет в воде); продолжать учить самостоятельно выделять свойства предмета с помощью практических познавательных действий экспериментального характера; развивать любознательность |
|
2 |
«Ткацкое дело» |
Познакомить детей со свойствами ткани; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования |
||
3 |
«Ледяная история» |
Познакомить детей с одним из состояний воды (лед); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лед- замерзшая вола); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия и формулировать выводы; развивать познавательный интерес |
||
4 |
«Цветной лед» |
продолжать знакомить с одним из состояний воды (лед); учить устанавливать взаимосвязь воды и льда; формировать умение опытно- экспериментальным путем исследовать явления окружающей действительности |
Февраль |
1 |
«Луч света» |
Продолжать знакомить детей со свойствами света (проникновение луча света сквозь разные по плотности и структуре предметы); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования |
|
2 |
«Талая вода» |
Продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между состояниями воды (твердое- жидкое); учить выделять свойства изучаемого объекта- формировать понятие о том, что талая вода не пригодна для питья; развивать познавательный интерес |
||
3 |
«Живая вода» 1часть. |
Познакомить детей со значением воды для роста растений; формировать умение выявлять отношения между объектами окружающего мира; учить формулировать выводы; развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию |
||
4 |
«Мыльные чудеса» |
учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами окружающего мира с помощью практических действий; познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде; развивать интерес к познавательно- исследовательской деятельности |
||
Март |
1 |
«Ты плыви, плыви!» |
Познакомить детей со свойствами материалов (плавучестью); формировать умение опытно- экспериментальным путем выделять определенное свойство; формировать понятие о зависимости качества материала и его способности держаться на воде; развивать любознательность |
|
2 |
«Живая вода» 2 часть. |
Продолжать знакомить детей со значением воды для роста растений; формировать умение выявлять отношения между объектами окружающего мира; учить формулировать выводы; развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию |
||
3 |
«Пенный замок». |
Учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами исследования, закреплять знания о свойствах воздуха (на примере мыльной пены на поверхности воды) |
||
4 |
«Песочные струйки» |
Продолжать знакомить детей со свойством песка- сыпучесть, продолжать самостоятельно осуществлять практические действия опытного характера, развивать познавательный интерес |
||
Апрель |
1 |
«Песок или глина?» |
Продолжать учить сравнивать свойства двух веществ (песок, глина), используя практические действия. Учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта |
|
2 |
«Ароматный воздух» |
Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха- не имеет запаха, но может передавать, переносить ароматы, продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий. Развивать познавательный интерес |
||
3 |
«Зазеркалье» |
Продолжать знакомить детей со свойством зеркала отражать предметы (на примере двух зеркал, расположенных друг против друга), продолжать обучать способам исследования, развивать мыслительные процеессы: анализ, обобщение, сравнение |
||
4 |
«Парилка» |
Познакомить детей с одним из состояний воды (пар), учить устанавливать взаимосвязь между состоянием веществ с помощью практических действий, развивать любознательность |
||
Май |
1 |
«Пластмассовый мир» |
Познакомить детей со свойствами пластмассы (теплая, гибкая- гнется, прочная- не бьется), закреплять исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования |
|
2 |
«Что содержит почва?» |
Познакомить детей со взаимосвязью почвы и воздуха (воздух содержится в почве), продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес |
||
3 |
«Металл или пластмасса?» |
продолжать учить сравнивать свойства различных материалов, закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования |
||
4 |
«Что узнали сыщики?» |
Обобщить знания об изученных веществах и материалах, их свойствах, качествах и отличиях, закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических действий |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»